СЕКЦИЯ 1

Школьный музей

 в организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. 

(Секция для руководителей школьных музеев, учителей и организаторов внеклассной воспитательной работы).


Руководитель - Марисова Н.Д., доцент кафедры культурологии АГУ, к.п.н.



Уважаемые коллеги!

В рамках Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое внимание уделяется воспитательной функции школы, обеспечению условий для творческого развития каждого школьника, для самореализации личности  в обществе, для становления человека-гражданина. В системе патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения значительную роль играют музеи образовательных учреждений. В деятельности школьных музеев сегодня можно увидеть большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных фондов в учебном  процессе, обогащение содержания работы формами, подсказанными современностью. Это и музейные проекты, и интерактивные музейные площадки, и новые формы учебного взаимодействия в школе.
В рамках работы секции  «Школьный музей в организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию» предлагаем вам познакомиться с опытом работы лучших музеев образовательных учреждений Астраханской области и обсудить следующие проблемы:

  • цели, задачи, принципы успешной работы школьного музея в современных условиях;
  • школьный музей в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся;
  • поисково-исследовательская деятельность как важнейшее направление деятельности школьного музея;
  • роль школьного музея в создание единого культурно-образовательного пространства микрорайона;
  • консолидация и координация деятельности  педагогического коллектива, органов ученического самоуправления, семьи, общественности, музейного сообщества региона в духовно-нравственном  воспитании детей и молодежи.

Материалы для обсуждения:



37 комментариев:

  1. Очень жаль, что не раскрылись последние слайды презентации школьного музея МБОУ "Олинская СОШ". Но уже с самого начала заметен масшат работы руководителя музея. Выставочные экспонаты о многом расскажут каждому посетителю. Понравилась эскпозиция быта середины ХХ века.
    Букенбаева Нигара.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласная с Вами, коллега. Музей МБОУ "Олинская СОШ" является результатом многолетней работы всего педагогического коллектива, учащихся, родителей и конечно жителей села. Но ничего бы этого не было, если бы не активность, энтузиазм и огромное желание его руководителя Кочергиной Валентины Ивановны, которая, кроме того, является ещё и руководителем многих научно-исследовательских работ школьников, ставших призёрами и победителями самых престижных Всероссийских историко-краеведческих конкурсов. Музей поражает своими залами и экспозициями. Всё продумано, систематизировано и отлично оформлено. А самое главное, на мой взгляд, то, что музей действительно действующий, а не создан для галочки. Его потенциал используется для проведения уроков, внеурочных мероприятий, в проектно-исследовательской деятельности. Если говорить о роли школьного музея в создание единого культурно-образовательного пространства микрорайона, то и здесь он выполняет свои функции на все 100%, т.к. жители села помогают в пополнении музейных экспонатов, участвуют в различных встречах, экскурсиях, творческих мероприятиях. В презентации музея отлично представлены все направления деятельности музея, в том числе и связь его с общественностью, просветительская, культурная и воспитательная работа. Не каждая школа может похвастаться таким замечательным музеем.

      Удалить
    2. Нигара Курбановна, несколько лет назад я посетила ваш музей «Исток», и вновь, увидев презентацию о его работе, поняла, что по – прежнему- это центр патриотического воспитания и формирования гражданского самосознания юных верхнекалиновцев. Радует, что работа продолжается, экспозиции музея пополняются. Желаю Вам дальнейших творческих успехов.

      Удалить
  2. Наталья Дмитриевна, просмотрела Вашу презентацию "Усадьба Линозова". Меня заинтересовала обратная сторона фотографии Климашевского. У нас в музее встречалась фотография такого формата. Если у Вас есть информациия, где была эта фотостудия, в какое конкретное время работала, я была бы Вам очень признательна.

    ОтветитьУдалить
  3. В МБОУ "Тузуклейская ООШ" была 2 года назад. Интересный музей, грандиозная работа школьников, которые своими руками создали этот музей. Я увидела, с каким размахом продолжилась работа по увеличению просветительской деятельности среди школьников, а выпуск брошюры местного поэта просто поразила. Удачи школьному музею!

    ОтветитьУдалить
  4. Я была заочно знакома с работой школьного музея МБОУ "Началовская СОШ", когда проходили курсы учителей истории у Романовой О.Е. В минуты общения с коллегами узнаешь, чем живут коллеги в "свободное" время. Кажется, что руководитель школьного музея увлеченный человек. История села Началово не канет в лета благодаря таким энтузиастам. Школьный музей в МБОУ "Началовская СОШ" - центр духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

    ОтветитьУдалить
  5. После знакомства с работой руководителя Ермолова Г.П., работающего в "СОШ №9" Наримановского района, можно убедиться в том, что поисково-исследовательская деятельность "Звездочки" является важнейшим направлением деятельности школьного музея. Проведенная поисковая работа оставит неизгладимый след в душах активистов-поисковиков. Это и есть уроки мужества, уроки гражданственности. Активное участие в делах группы "Звездочка" не оставит никого равнодушным к истории своего Отечества. Работа Ермолова Г.П. "заражает" детей добрыми помыслами и социальной значимостью необходимости проводить такую работу не только для современников, но и для будущего поколения через много лет, которые уже, к сожалению, не застанут ветеранов Великой Отечественной войны в живых.

    ОтветитьУдалить
  6. Музей служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

    ОтветитьУдалить
  7. С большим интересом посмотрела и познакомилась с музеями других школ, какая колоссальная проделана работа, какой богатейший материал собран и сохраняется. Неравнодушие ребят к делу, живое участие в нем — вот что очень важно. Знание истории, прошлого народа, родного края повышает жизнестойкость, конкурентоспособность личности.

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер коллеги. С большим интересом знакомлюсь с музеями коллег. Особое впечатление произвел Музей СПО ФГБОУ АГТУ «Волго-Каспийский морской рыбопромышленный колледж» "УСАДЬБА С.М.ЛИОНОЗОВА», богатая экспозиция, много замечательных экспонатов, отличная традиция дарения картин позволила создать прекрасную галерею.

    ОтветитьУдалить
  9. Хорошо, что в школах есть музеи.
    Значит, нить времён не прервалась.
    Значит, вместе все-таки сумеем
    С прошлым удержать незримо связь.
    Ты в музей пришёл не просто гостем,
    Память сердца здесь ты оживи.
    Может, станет хоть немного проще
    Нам понять сегодняшние дни.
    Прикоснись к чужой судьбе и жизни,
    Подвигам отцов ты поклонись.
    Так же научись служить Отчизне,
    Чтоб прожить достойно свою жизнь!
    Пусть в музей тропа не зарастает,
    Пусть мужает наша детвора,
    Пусть быстрее каждый осознает:
    Завтра вырастает из вчера.(к сожалению автора не знаю)

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за интересную экскурсию по музею «Усадьба С.М.Лионозова» С замиранием сердца смотрела на все, что Вы и Ваши помощники собрали и оформили – огромнейшая работа и значимые результаты! Желаю дальнейшего процветания Вашему музею!

    ОтветитьУдалить
  11. «Зал боевой славы. История села Болхуны». Получила большое удовольствие от посещения вашего музея. Проделана большая поисковая работа. Вы прививаете ребятам чувство патриотизма, любовь к своей Родине. Работа интересная и огромная, все аккуратно оформлено.

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу выразить большую благодарность организаторам этой конференции: Ткачевой Э.Ю., Марисовой Н.Д., Романовой О.Е. и другим. Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Роль и значение школьных музеев, действительно, возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.
    Такие «живые» конференции приносят большую пользу для тех, кто этим делом увлечен. Спасибо всем участникам! После таких мероприятий получаешь колоссальный положительный заряд , особенно после того, как понимаешь, что такую огромную работу ведут педагоги- энтузиасты!
    С уважением учитель истории МБОУ «Олинская СОШ» Кочергина В.И.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо всем коллегам за огромную кропотливую работу . Каждый музей интересен по своему, а объединяет всех одно- любовь к своему делу, интерес и уважение к прошлому нашей родины, желание и стремление помочь молодому поколению стать настоящими гражданами своей великой страны.

    ОтветитьУдалить
  15. Дорогие коллеги, согласитесь, что знакомство с прекрасными музеями нашей области стало возможным благодаря тому, что последние два года этой работой занялись два прекрасных специалиста - Ткачёва Эльвира Юрьевна и Мищенко Елена Константиновна. Мы руководители музеев ощутили реальную помощь и методическую и практическую. Все мы знаем, какую роль играет музей в воспитании подрастающего поколения, в увековечивании памяти о наших земляках - героях Великой Отечественной войны, героях наших дней, передовиках производства, известных людях города и области. А если ещё музей и правильно организован, начиная с программы деятельности и плана работы, заканчивая экскурсией в музее, то успех его деятельности обеспечен.Музей будет интересен всем: и тем, кто там работает, и тем, кто его посещает.Я думаю, что с помощью наших руководителей Ткачёвой Э.Ю. и Мищенко Е.К. работа музеев образовательных учреждений будет успешной. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  16. С интересом и каким-то особым волнением слушали как выступали руководители Зала боевой славы МБОУ СОШ №9 Наримановского района на конференции. История одной фотографии, рассказанная нам - ведь это целая повесть, сюжет для кинофильма.Пока есть такие педагоги можно быть уверенным - истории связующая нить не прервётся.

    ОтветитьУдалить
  17. С большим интересом посмотрела презентацию о музее села Тузуклей. Восхищена работой коллег, кропотливым трудом, искренней любовью к своей малой родине - замечательному селу Тузуклей. Трудно переоценить то, что Вы сделали! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  18. Познакомилась с презентацией музея МБОУ «Раздорская СОШ им. А.П.Гужвина» Поротиковой Л.Н. В отличие от других представленных музеев, он был создан в результате проекта и именно проектная деятельность стала основной формой его работы. Хочется отметить огромную поисково-исследовательскую работу, которую проводят ученики со своими наставниками. Я считаю, что именно это ценно в работе школьного музея. Ведь музей не просто пополняется очередными экспонатами, а каждый экспонат имеет свою историю, воссозданную в результате проектно-исследовательской деятельности. А какую родословную они создали! Я просто восхищена! По всему видно, что проектно-исследовательская деятельность интересна и педагогам, и ученикам.

    ОтветитьУдалить
  19. Добрый вечер коллеги. Просматривая каждый день все новые и новые музеи созданные учителями других школ не перестаю удивляться той огромной работе, которую проводят учителя, руководители музеев, как много важного и интересного сохраняется. Музей как часть образовательного процесса давно вышел за пределы школ и стал частью социального процесса, процесса формирования настоящих патриотов своей Родины. Большое впечатление произвел музей Началовской школы, Тузуклейской школы, Зензелинской школы. очень важно чтобы все то хорошее, что закладывает музейная педагогика в детей помогло и способствовало дальнейшей успешной социализации будущих граждан нашей страны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда, прочитала Ваш комментарий и тоже познакомилась с данными музеями. Каждый из них неповторим и имеет свою изюминку. В музее Зензелинской СОШ собран уникальный документальный материал по Великой Отечественной войне: письма с фронта, фотографии и воспоминания, а также солдатские вещи. Прослеживается связь времён, т.к. в экспозиции военной истории есть и экспонаты, связанные с войной в Афганистане и локальными войнами на Кавказе. Музей Началовской школы поразил отличной экспозицией предметов быта, по которой можно изучать историю повседневности в разные периоды истории. А какие интересные электронные коллекции фотографий! А самое главное, что на базе музея организуется активная исследовательская работа и ребята не просто собирают очередные экспонаты для музея, а исследуют их историю и знакомят с ней своих сверстников. Музей Тузуклейской школы имеет несколько залов, в которых собраны экспонаты, связанные с историей села, Великой Отечественной войны, природой родного края и современным развитием села. Старинные фотографии, воспоминания, письма с фронта - это только маленькая толика того, чем богат данный музей. Хочется выразить огромную благодарность коллегам за их неиссякаемую энергию, творческий подход к своему делу.
      С уважением, Сухорукова Надежда Александровна - учитель истории и обществознания МБОУ "ЛСОШ №2" п. Лиман (sukhorukovanadeshda@yandex.ru)

      Удалить
  20. С большим интересом познакомилась с работой школьных музеев. Хочется сказать слова благодарности коллегам за их огромный труд. Школьные музеи - это кладовая ,где хранится огромный творческий потенциал. Это не просто место, где накапливаются исторические экспонаты, а ведется кропотливая работа по воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине. Роль музеев огромна в реализации государственной программы по патриотическому воспитанию, в проектной деятельности учащихся. Очень понравились экспозиции музея Боевой и Трудовой Славы «СОШ №5» Наримановского района, краеведческий музей «История села Тузуклей», школьный музей в село Началово. Работа этих музеев выходит за пределы школ и имеет большое значение не только для данных населенных пунктов, но и для всего нашего региона.
    Хочется поблагодарить организаторов конференции Ткачёву Э.Ю. Марисову Н.Д. Романову О.Е

    ОтветитьУдалить
  21. С большим удовольствием и интересом ознакомилась с представленными на конференцию материалами. Очень важно, что коллеги на наглядных примерах показали, как с помощью музейной деятельности решать образовательные задачи и способствовать развитию личности обучающихся. Показательно, что преобладают тематика Великой Отечественной войны и история малой Родины. Это неудивительно. Без знания истории и уважения памяти предков не может быть будущего. Эмирова Лилия Дестебеговна, и.о.доцента кафедры ГОД АИПКП.

    ОтветитьУдалить
  22. С музеем МБОУ "СОШ №28" знакома давно, с того времени, когда им руководила Ткачёва Э.Ю. На базе музея проводились открытые уроки, мастер- классы, семинары. Очень понравилось выступление на конференции нынешнего руководителя. А ведь действительно выбрали интересное новое направление - медицинские сёстры Великой Отечественной войны. Женщина и война - это отдельная трагическая и вместе с тем героическая страница войны. Медицинские работники, медсёстры - благодаря им вернулись домой тысячи солдат.Их подвиг бессмертен, память вечна во многом благодаря учащимся и педагогам МБОУ "СОШ №28".

    ОтветитьУдалить
  23. Многие коллеги, выступившие на конференции, рассказывали о деятельности Музеев боевой и трудовой славы, истории села. Мне показалась интересной презентация Музея космонавтики гимназии № 235 г. Знаменска. Эта тема тоже достойна внимания, изучения.Хотелось бы побывать в этом Музее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, меня тоже заинтересовала презентация музея космонавтики Гимназии № 235 г. Знаменска. Действительно, уникальный музей, в котором собраны очень редкие и ценные с исторической точки зрения экспонаты. Такую богатую экспозицию удалось собрать благодаря активной поисково-исследовательской деятельности и взаимодействию с различными государственными и социальными службами. Музей является действующим и его потенциал используется в образовательных и воспитательных целях. Посещение школьниками музея способствует сохранению духовности и воспитанию нравственности.

      Удалить
  24. С интересом просмотрела презентацию школьного музея МБОУ «Началовская СОШ». Поразил широкий спектр экспонатов. Виден огромный труд руководителя музея Ольги Анатольевны. Музей - дело тонкое, сложное, но те, кто посвятил ему жизнь, не могут без него. Создание музея в рамках социального проекта способствовало развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся.

    ОтветитьУдалить
  25. В нашей школе есть Зал Боевой Славы. Основная экспозиция посвящена Великой Отечественной войне в истории села Образцово- Травино, собран материал об истории села. На базе музея проводятся встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, детьми - войны, экскурсии, Дни Воинской Славы. Учащиеся школы - активные участники акций: «Живая нить!» (помощь ветеранам), «Молодежь славит ветеранов» (поздравление ветеранов войны на дому). А просмотрев презентацию «Музей истории школы» МБОУ «СОШ №11» пос . верхний Баскунчак загорелась идеей создать экспозицию, посвященную 100 – летию МБОУ «Травинская СОШ».

    ОтветитьУдалить
  26. Хочется выразить благодарность организаторам конференции. Вопросы рассматриваемые на конференции актуальны и значимы. Ведь именно музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1–11-х классов. А в сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.

    ОтветитьУдалить
  27. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  28. В нашей школе функционирует Зал Боевой Славы. Здесь можно узнать о судьбах людей, связанных своими истоками с родными местами, которые совершали подвиги в годы Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн. О тех, кто вносил свой вклад в тылу, а также участниках ВОВ, которые работали в стенах родной школы. На базе Зала Боевой Славы проводятся тематические классные часы, школьные мероприятия «День героев Отечества», «Урок-экскурсия «Афганская война», также встречи с детьми войны, участником афганской войны, который является дедушкой нашей ученицы. Имея небольшой опыт работы, и посмотрев насыщенный материал в презентациях, которые вы, уважаемые коллеги, предоставили, чувствую вдохновение и потенциал в проведении дальнейшей, более обширной работы нашего Зала.

    ОтветитьУдалить
  29. Очень важно, что сегодня школьный музей набирает силу и становится неотъемлемой частью в воспитании подрастающего поколения. Музей в школе - это универсальный общественный институт, который сочетает функции исследовательского учреждения, общественного объединения, творческой мастерской, обладает потенциалом педагогического воздействия в осуществлении нравственного, патриотического, гражданского воспитания. Хочу выразить благодарность организаторам конференции и коллегам за помощь, которую вы оказываете в сфере музейной педагогики.

    ОтветитьУдалить
  30. Сколько интересных идей возникает, когда мы знакомимся с опытом коллег. Я уверена, что музеями занимаются увлеченные люди, жизнь которых неразрывно связанна с судьбой музея. Отдавая свои знания и ценные материалы новому поколению, вы как бы протягиваете ту незримую нить между прошлым и будущим. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  31. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

    ОтветитьУдалить
  32. Огромное спасибо организаторам конференции за то, что дали возможность познакомиться с опытом работы школ Астраханской области по созданию и работе школьных музеев. А коллегам желаю дальнейших успехов и процветания музейного дела.

    ОтветитьУдалить